Марийцы на фотографиях конца ХIХ - начала ХХ в. в собрании Кировского областного краеведческого музея

Касимова Э.Г.

С самого момента своего появления одним из ценных источников этнографической информации стала фотография. Благодаря ей можно увидеть, как жили, как одевались люди со второй половины ХIХ в. до наших дней. Из народов, проживающих на территории нашего края, в коллекции фотографий краеведческого музея в наиболее полном объеме представлены марийцы. 

Самые ранние фотографии этого народа в нашем собрании относятся к концу ХIХ — началу ХХ в. Автором большинства из них является фотограф-любитель Осип Иванович Смоленцев, крестьянин Токтай-Белякской волости Уржумского уезда. Его работы – настоящая фотолетопись жизни его земляков – уржумских марийцев. На них мы видим интерьер избы, крестьянские повседневные занятия.

Особый интерес вызывают фотографии, сделанные О.И. Смоленцевым во время марийских языческих молений – от сбора на моление до самой процедуры жертвоприношения.

Вероятно, фотографии были сделаны Осипом Ивановичем в Уржумском уезде Вятской губернии в начале 1910-х годов. Из заметки в газете «Вятская речь» за 1913 года мы можем узнать, что Уржумская уездная земская управа приобрела у фотографа альбом, в котором было более 50-ти снимков, «иллюстрирующих жизнь черемис во всех ее проявлениях».
К сожалению, как попали эти фотографии в собрание нашего музея, так и не удалось выяснить. На некоторых из них имеется запись о том, что поступили они из Уржумского музея.

 Еще на одной фотографии из музейного собрания мы видим группу детей в народном марийском костюме. Судя по дарственной надписи, перед нами учащиеся Токтай-Белякской женской миссионерской школы, открытой в 1892 г.Подобные школы создавались Вятским комитетом Православного миссионерского общества, так как считалось, что с их помощью можно будет воспитать из маленьких «инородцев» настоящих христиан. Во главе Вятского комитета был глава епархии, епископ Вятский и Слободской. Поэтому неслучайна дарственная надпись на обороте фотографии – «Его Преосвященству, Преосвященнейшему Алексию, Епископу Вятскому и Слободскому в знак глубочайшей признательности за отеческия попечения и заботы от черемисок — воспитанниц Братской школы Токтай-Белякского прихода Уржумского уезда». 

Фотография была сделана в фотоателье известного вятского фотографа С.А. Лобовикова 2 июня 1897 года в Вятке. Эта поездка была не просто выездом детей из их деревень в город. Хоры нескольких миссионерских школ, в том числе и Токтай-Белякской школы, были приглашены в 1897 г. для участия в Великорецком крестном ходе. Дети приехали вместе с заведующими миссионерскими школами и учителями, в своих национальных костюмах, с украшениями. Хоры принимали участие в богослужениях в Кафедральном соборе г. Вятки и непосредственно в самом селе Великорецком, а также в проводах иконы Св. Николая; одетые в свои национальные костюмы дети пели как на церковно-славянском, так и на своих родных языках, вызывая, по словам очевидцев, чувство умиления всех прихожан. Хористы встретились с вятским архиереем и после общего пения удостоились архипастырского благословения. Вероятно, во время этой встречи и была сделана совместная фотография главы Вятской епархии и учащихся и учителей миссионерских школ. 

Ребятам были проведены экскурсии по монастырям и храмам города Вятки, в Успенском Трифоновом монастыре с разрешения очередного иеромонаха был отслужен на инородческих языках молебен перед иконой Трифона Вятского. Маленькие паломники побывали на железнодорожном вокзале, посетили образцовые пасеку, ферму Вятского губернского земства.ii Эта поездка имела положительный результат, и в 1898 г. в паломничестве на реку Великую вновь приняли участие «инородцы» — взрослые и дети – участники хоров миссионерских школ.

Особый интерес вызывает хранящийся в фондах Кировского областного краеведческого музея фотоальбом, принадлежащий вятскому епархиальному инородческому миссионеру Павлу Петровичу Глезденеву. В нем помещены 62 снимка, в основном посвященные марийцам. Значительная часть фотографий посвящена религиозным верованиям этого народа – подготовке к языческому молению, самому молению, обрядам, связанным с поминовением умершего. К сожалению, не указаны фамилии авторов снимков, где и когда они сделаны. Но большинство из этих фотографий довольно известны, часто помещаются в разные издания, посвященные марийцам, и выполнены они О.И. Смоленцевым. 

Интересны эти фотографии все-таки не сами по себе, а как часть собрания епархиального инородческого миссионера, обязанностью которого было распространять православие у некрещеных народов (часть марийцев, проживавших в Вятской губернии, так и оставалась некрещеной) и бороться с проявлениями язычества у крещеных. Поэтому инородческому миссионеру надо было следить за религиозным умонастроением вверенной ему паствы, обладать информацией о состоянии язычества в Вятской епархии. Сам Павел Петрович Глезденев, мариец по национальности, родился в языческой семье, принял православие уже в сознательном возрасте и свою работу на миссионерском поприще считал работой по преодолению культурной отсталости своего народа. Поэтому к своей деятельности Павел Петрович относился с большим тщанием, одним из доказательств этому и служит данный фотоальбом.

Галерея: