Противодействие коррупции и терроризму Министерство культуры Российской Федерации Пенсионный фонд Российской Федерации по Кировской области Правительство Кировской области Министерство культуры Кировской области

Независимая система оценки качества учреждений культуры

Музей Победы




"Церковь социализма": роль Вятского музея революции в жизни общества по впечатлениям его посетителей

Садаков Д. А.,

научный сотрудник

научно-исследовательского сектора

Кировского областного краеведческого музея

Открытие Вятского губернского музея революции состоялось 30 октября 1927 г. и было приурочено к 10-летию Октябрьской социалистической революции. Его экспозиция была посвящена истории революционных и антигосударственных движений России с XVII в. по 1917 г., а также актуальным проблемам социалистического строительства в СССР и мире.

Спустя три года после открытия комиссия Нижегородского краевого отдела народного образования отмечала: «Состояние экспозиции музея, в общем и целом, прекрасное. Хорошо и художественно выдержанное оформление, чёткие тексты, крупные фотографии, карты, картины, скульптура, макеты, отсутствие резкой диспропорции между материалом всероссийского значения и местного, достаточно глубокая проработка каждого отдела по содержанию» 1. Благодаря наличию при музее кинотеатра, ежедневная посещаемость была очень высокой – до 600 человек в день 2.

Впечатления обычных посетителей подтверждали выводы комиссии: «Музей есть самое лучшее из всего того, что имеется в Вятке»; «открытие музея – это толчок к поднятию культуры»; «нам, пионерам, музей поглянулся очень хорошо»; «в музее был 3 раза, тянет ещё раз»; «входя не ожидал, что Вятка обладает такими богатыми историческими и политическими материалами»; «приходится удивляться, что в таком маленьком городке создан такой прекрасный музей с таким богатством материала»; «музей революции я видела в первый раз, впечатление создалось большее, чем я ожидала, хорошо бы, если б музеи революции были устроены не только по большим городам, но и по более отдалённым». Анонимный специальный  корреспондент газеты «Красная звезда» Политуправления Ленинградского военного округа резюмирует: «Попытка создать за короткий срок музей революции в Вятке, собрать воедино материалы, характеризующие классовую борьбу в Вятской губернии наконец увенчалась успехом».

Эти отзывы сохранились до наших дней посредством хранящейся в Государственном архиве Кировской области «Книге записи впечатлений посетителей в музей»3, где собрано несколько сотен записей, оставленных гостями Вятского губернского музея революции с момента открытия и вплоть до 1934 г., когда он был объединён с Вятским музеем краеведения и прекратил самостоятельное существование. Большая часть из них написана в 1927–1928 гг.

Стоит отметить, что книга отзывов музея как исторический источник обладает ярко выраженной спецификой. Прежде всего это касается комплиментарности характера большинства отзывов, что прямо влияет на объективность формируемого представления о музее. Как бы то ни было, лишь через эти отзывы сегодня можно попытаться глазами посетителя увидеть музей Октябрьской революции на рубеже на 20–30-х гг. XX в. и узнать о том, какие экспонаты произвели наибольшее впечатление на массового посетителя, какие недостатки в работе учреждения были выявлены и, в целом,  о том, какое место занимал музей Октябрьской революции в жизни г. Вятки рассматриваемого периода.

Создаваемые в 20-х гг. в СССР музеи революции организовывались как учреждения «агитационно-просветительного характера, имеющие основной своей задачей наглядное отображение истории революционного движения на территории бывшей России, последовательного развития РКП(б) и международного коммунистического движения»4. Уже упоминавшаяся выше комиссия Нижегородского крайоно констатировала существование налаженной связи между музеем и Вятским окружным комитетом ВКП(б) и фактическое отсутствие таковой с окроно5. Соответственно, просветительская работа музея не могла не быть сильно политизированной.

В целом, в деле воспитания нового советского человека постоянная экспозиция и временные выставки музея были призваны исполнять как идеологические, так и практические функции. Главными, безусловно, были первые. Самая очевидная из них – пропаганда достижений Великой Октябрьской социалистической революции. Созданный спустя 10 лет после большевистского переворота музей был обязан показывать зримые преимущества советской власти, её весомые достижения в деле развития народного хозяйства, претворения в жизнь социальных, культурных, военных реформ. Об успехе этой миссии свидетельствуют и отзывы посетителей. Вот лишь пара примеров:

«Я, …, приехавший из далёкого глухого уголка нашей Вятской губернии, …, был в музее 9 февраля 1928 г. и убедился в том, что много сделано полезного советской властью»;

«…весь музей – призыв к борьбе за свержение капиталистического строя и за строительство новой социалистической жизни»;

«при моём посещении музея я не думал, что так может переделать современная советская культура человека…».

Отдельный отзыв посвящён эволюции РККА в рассматриваемый период: «…краса и гордость Вятского музея – это … заключённый, красноармеец и партизан. Эти три фигуры характерно описывают 17 год и следующие года военного коммунизма, и теперешнюю Красную армию…».

Большое внимание уделялось и истории революционных выступлений на территории Вятской губернии. Для многих жителей нашего города подобная информация стала настоящим открытием: «У нас до этого существовало мнение, что в Вятской губернии революционного движения совсем не существовало. Посетив ваш музей, мы разоблачились в этой иллюзии».

Естественно, яркий образ строительства коммунистической мечты должен был подаваться на контрасте с тёмными временами «царизма». Марксистская трактовка истории России в музее революции была важным и эффективным инструментом пропаганды, который успешно действовал на умы не помнившей дореволюционных времён молодёжи. Часто именно молодые люди и являлись авторами отзывов на данную тему:

«музей дал мне знать как раньше расправлялись зверски буржуи и капиталисты с рабочим классом, он показал отрицательные стороны капиталистического строя»;

«…я здесь увидел много чего хорошего … из истории героической борьбы рабочего и крестьянина со своими врагами эксплуататорами»;

«музей даёт живую картину … царских времён, пробуждает ненависть к эксплуататорам, даёт энергию для борьбы и строительства новой братской жизни»;

«с грустью рассматривали картины прошлой царской  войны, истязаний и царские приказы последних дней»;

«теперь уж мне помнятся царские кандалы и лицо измученного политзаключённого»;

«…я  узнал как мучили народ в царское время…»;

«в музее нам понравилась выставка о гражданской войне – хорошо и понятно и понятно изображено как издевались над нашим бедным народом».

«…я здесь встретил ту яркую картинку, которая отражает тот момент революционной борьбы и те пытки, которые производились царским правительством. Борцам революции вечная память за их хорошую революционную работу».

Таким образом, посещение музея эффективно формировало в умах посетителей как целостную, непротиворечивую картину истории победы трудового народа в долгой и тяжёлой борьбе против угнетателей, так и яркое полотно строительства народного счастья после триумфа советской власти.

Важно отметить, что наравне с идеологическими, музей выполнял и практические функции. Новый советский человек должен был не только хранить верность идеям коммунизма, но и быть способным постоять за них против «происков империализма» у себя дома, помочь борцам на народное счастье за рубежом. Музей революции активно занимался пропагандой деятельности массовых организаций, являвшихся инструментами политики Кремля в рассматриваемых областях. В первую очередь, речь идёт о Обществе содействия обороне, авиационному и химическому строительству (ОСОАВИАХИМе), которое играло заметную роль в милитаризации общества того периода. Советская Россия, вышедшая победителем из кольца фронтов Гражданской войны и долгое время жившая в дипломатической изоляции, не могла позволить себе роскоши пацифизма. Военной и военно-технической теме посвящено немало отзывов посетителей музея, одной из жемчужин экспозиции которого были модели самолёта и аэросаней:

«…Мне бросилась в глаза модель аэроплана, и мне в первый раз в жизни пришлось наглядно ознакомиться…»;

«…мы имеем впечатление весьма характерное для применения авиации в военное время…»;

«…меня заинтересовали по всем отделениям особенно аэроплан, аэросани…»;

«в этом музее много можно получить в области военных знаний и узнать наглядно как наши товарищи боролись за освобождение рабочего класса и всех угнетённых»;

«мне очень понравилось изучение частей винтовки наглядно и практически через посредство электрического звонка…».

Отдельного упоминания заслуживает тематика гражданской обороны и применения боевых отравляющих веществ, особенно актуальная после недавнего завершения Первой мировой войны. Данная проблематика занимала важное место в экспозиции музея, а тема применения оружия массового поражения империалистическими государствами добавляла и дополнительный негативный окрас их образу. Посетители равнодушными не оставались:

«Большое впечатление оставляет военный уголок, а особенно отравляющие вещества и борьба с ними, что хотят капиталисты применять при грядущих войнах, особенно против трудящихся СССР…»;

«побывав в музее 3 ноября, остался очень доволен, в особенности о противогазной обороне».

Свой уголок в музее имела и Международная организация помощи борцам революции (МОПР), являвшаяся тогда важным инструментом советской внешней политики. Интересно, что в восприятии гостей музея макет камеры политзаключённого времён Российской империи интерпретировался как собирательный образ репрессированного революционера. Выполненная в реалистичной манере фигура осуждённого производила большое впечатление:

«…человек в тюрьме ясно показывает, что нам следует оказать им помощь…»;

«…очень типично изображена камера узника и сам узник. Посмотрев на это, каждый трудящийся положит лишний пятак заграничным революционерам, МОПРу…»;

«побывав в музее у нас начала зреть любовь к восставшим и ненависть к угнетателям. На сердце легла тоска по погибшим героям Красной армии в Гражданскую войну. Мы будем укреплять ряды МОПР, помогать иностранным коммунистам, подготавливающим революционную вспышку и взрыв капиталистического строя. Вот какой отпечаток наложило посещение музея на наше мировоззрение».

Коротко остановимся на средствах музея для достижения поставленных целей. Анализируя отзывы посетителей Вятского музея революции, можно заключить, что наибольший эффект на посетителей производили объёмные наглядные экспонаты («…бросается в глаза политзаключённый, который закован в цепи…»). Различные плоскостные материалы – документы, графики – были ценными средствами доказательства истинности пропагандируемых идей, однако, учитывая малограмотность населения России того периода, не всеми могли быть грамотно интерпретированы. Многие отмечали необходимость присутствия в залах квалифицированного персонала, способного рассказать об экспонатах отмечали многие: «недостаток тот, что нет хороших руководителей по истории партии»; «…мне кажется, беспорядочный, без руководителей осмотр даст очень мало, а огромное количество диаграмм, документов будут не поняты, не использованы. Хорошо было бы иметь при музее несколько руководителей и в определённые дни музей открывать лишь для осмотра группами…», «музей хорош, хорошо образованы отделы – МОПРовский, ОСОАВИАХИМовский, но почему-то в этих отделах и в других нет объяснителей, кроме пожарного отдела», «…когда приходит экскурсия, то нужно иметь более подготовленных руководителей, чтобы объяснять экскурсантам…».

 Однако, не все были настроены так критично. Наряду с вышеперечисленным в книге отзывов можно прочесть: «Музей революции очень хорош тем, что в картинах, брошюрках есть всё, что нужно каждому посетившему гражданину, чтобы понять, что такое октябрьская революция и все события, происходившие в старой России. Жаль, нет ничего о пионерах, как о маленьких борцах за свою свободу»; «посетила музей революции группа малограмотных … - музей произвёл приятное впечатление. Глубокое впечатление на учащихся произвела камера политзаключённого», «…музей очень много даёт как работнику малограмотному, так и более развитому…». О наглядности и понятности экспозиции для широкого круга лиц говорят и призывы использовать ей в качестве наглядного пособия при изучении Революции учениками вятских школ.

В целом, можно заключить, что Вятский музей революции вполне успешно справлялся с возложенными на него функциями. С открытием музея в Вятке появился важный пропагандистский центр, даже за свою недолгую историю сумевший оказать серьёзное влияние на умы горожан.  Пожалуй, лучшей характеристикой этого учреждения стал отзыв, который оставил в сентябре 1927 г. А. Лебедев:

«Музей революции является зеркалом, в котором отражается вся борьба трудящихся за завоевание власти в руки трудящихся. Здесь имеется ценнейший материал революционного движения. Сама обстановка действует на чувства так же, как действует художество и блеск в церкви на самого верующего и разбитого человека».

 

Примечания

1 ГАКО. Ф. Р-2221. Оп. 1. Д. 1. Л. 148.

2 Там же.

3 ГАКО. Ф. Р-2221. Оп. 1. Д. 4. Цитируемые отзывы приводятся по данному архивному делу.

4 ГАКО. Ф. Р-2221. Оп. 1. Д. 1. Л. 9.

5 Там же. Л. 147.

 

Опубл.: Двенадцатые Петряевские чтения: материалы Всерос. науч. конф. (Киров, 25 февр. 2016 г.) / ред. кол.: С. Н. Будашкина [и др.]. Киров, 2016.

Размер шрифта: A A A
Цветовая схема: A A A